Дорогая дорога: за и против

 

«Мы не верим! Куда пойдут наши деньги?» «А почему по соседней улице дорогу построили, а с жителей деньги не собирали?» «Я против была изначально.» «Да нет, нужна дорога, детям в радость — не в грязи гулять. Хотят, на велосипедах, хотят, на роликах...»

Такие разговоры ходят вокруг злополучной дороги на одной из улиц в д. Большое Шумаково. Ещё в феврале прошлого года был проведён аукцион, согласно которому эту дорогу в числе других запланировали к строительству по проекту «Народный бюджет». Программа областная, действует она в районе уже третий год и предполагает софинансирование — из бюджета области, района и вклад самих жителей, который составляет 5 процентов от стоимости объекта. За это время в районе по «Народному бюджету» отремонтировано и построено немало важных социальных объектов, в основном, это дороги, водопроводы, спортплощадки и т. д. По большей части люди встречают такие предложения с пониманием и даже энтузиазмом. Но нет-нет, иной раз и возникают вопросы и даже сомнения!

Мы уже писали о прецеденте в Полянском сельсовете, когда несколько человек отказывались вкладывать средства в строительство дороги, при том, что ранее договор о согласии на участие в проекте подписали. К счастью, там ситуация разрешилась благоприятным образом. Сейчас в таком же положении оказались жители Шумаковского сельсовета. Одни люди готовы вложиться, к слову сказать, в уже построенную дорогу. Другие — пошли в отказ.

- Мы проводили сход граждан, - рассказывает глава Шумаковского сельсовета Наталья Бобынцева, - на котором разъяснили жителям все условия вступления в программу. Из девяти проживающих здесь семей представители восьми высказались за строительство и подписали договор, лишь один воздержался. Поскольку жильцов на улице мало, сумма со двора получилась весомая — по 17 тысяч рублей. Поэтому я и предложила откладывать деньги постепенно.

Сумма действительно немаленькая, для жителей сельской местности особенно… но люди, поразмыслив, согласились. Первая часть народного транша была собрана, передана казначею для отправки на указанный в договоре счёт, как полагали жители, администрации Курского района. Сбило их с толку его наименование — «Добровольные пожертвования»… Переводить деньги не стали, раздали обратно хозяевам. Так что же произошло?

Как пояснила заместитель главы Курского района по бюджету и налогам Людмила Васютина, счёт действительно называется «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов». Именно на него перечисляются деньги от жителей, принявших участие в проекте «Народный бюджет».

- Экспертизу и конкурсный отбор эта дорога в числе 14 других, строительство которых запланировано в этом году на территории района по «Народному бюджету», прошла ещё в прошлом году.  Все затраты на дорогу составляют 4 миллиона 636 тысяч рублей. Сюда входит и составление проектно-сметной документации, и проведение экспертизы, торгов. Часть стоимости администрация района уже проплатила. Осталось 3 млн 892 тысячи 831 рубль - это сумма, необходимая для строительства. Но жители собирают 5 % от 3 миллионов, эта цифра определена постановлением губернатора. 60 % стоимости — 1 млн 800 тысяч — субсидия из областного бюджета, 150 тысяч — средства, которые вкладывают жители, а разницу оплачивает район — 1 млн 942 тысячи 831 рубль. Суть «Народного бюджета» в том и заключается, чтобы получить субсидию из области, должны внести свой вклад жители, - пояснила Людмила Викторовна.

Говорили жители и об отсутствии документов на объект.

- Нас интересует один вопрос: документация, смета… - твердят жители, - документов нам не предоставили.

Что касается документации, вся она имеется на Портале Закупок (zakupki.gov.ru). Её можно найти, если задать в поисковике «Выполнение работ по строительству автомобильных дорог на территории Курского района Курской области в 2019 году», либо по номеру извещения на закупку электронного аукциона — 0144300040619000006. Усложняет поиск то, что информация там предоставлена сразу по 14 запланированным дорогам.

Ещё одним камнем преткновения стала дорога, построенная на одной из параллельных улиц, без вложения жителями средств.

- Чем мы хуже? - задаются вопросом люди.

Не хуже. Но в районе 191 населённый пункт, поясняют в администрации.  Дороги хотят все, но это невозможно сделать сразу, нужны немыслимые вложения. Чтобы ускорить этот процесс, район старается использовать любые возможности. Одной из таких является сейчас «Народный бюджет».

Протяжённость дороги, вызвавшей сомнения, составила около 500 метров. «И вовсе необязательно было тут её строить», - говорят сейчас отдельные жители улицы, облюбовав проезд через школу, но скоро эта территория будет закрыта. Есть и те, кто наоборот очень рад дороге: «Раньше здесь грунтовка была, как непогода – так грязь. Сейчас и за детей не переживаем, пускай гуляют». Деньги у них уже отложены, но люди ждут, когда же другие удостоверятся в честности намерений районной администрации: «если сдавать — то всем».

- Да, люди вкладывают деньги в дорогу, поэтому программа и называется «Народный бюджет», но они же в этом случае имеют право контролировать весь процесс строительства, они будут подписывать акт приёмки, - говорит Людмила Васютина.

Действительно, к качеству построенной дороги претензий ни у кого нет. Остаётся надеяться, что, как и в Полянском сельсовете, ситуация здесь разрешится благополучно.

К слову, строится сейчас в Шумаковском сельсовете ещё одна дорога – она соединит Большое Шумаково и д. Радино Лебяженского сельсовета. О ней люди говорили уже давно. Работы в самом разгаре.

Как рассказал мастер по строительным участкам ЗАО «Автодор» Егор Оленников (на снимке внизу), протяжённость её составит 2 км 750 м, ширина – 4,5 м. Запроектировано два съезда, порядка 100 метров, каждый.

- Срок сдачи объекта запланирован на 15 декабря, но мы будем стараться завершить работы раньше, пока погода позволяет, - говорит Егор Сергеевич.

Эта дорога строится по федеральной программе «Устойчивое развитие села», соответственно, за счёт федеральных средств.

Фото автора