А ничего не изменилось!

На минувшей неделе сцена Курского драматического театра имени А.С. Пушкина превратилась в островок Парижа конца XIX века со всеми его атрибутами: элегантными нарядами, изысканными манерами, знаменитой Триумфальной аркой и ветряной мельницей, украшающей популярное на весь мир варьете «Мулен Руж». Безусловно, всё это немыслимо без высоких чувств, о которых рассказал в своём романе «Милый друг» Ги де Мопассан.

Критик и театровед из Москвы Сергей Коробков специально для Курского драматического театра написал инсценировку на произведение классика, а художественный руководитель Юрий Бурэ осуществил постановку спектакля под одноимённым названием. На минувшей неделе состоялась генеральная репетиция «Милого друга», на которой побывал наш корреспондент.

Кстати, Курский драматический театр готовил спектакль год и поставил его на грантовые средства. Весьма оригинален жанр спектакля, обозначенный в программке, как «шоу об искусстве лавирования».

Так о чём же постановка? О том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Вот только данное изречение можно понимать по-разному. Главный персонаж спектакля – бывший солдат Жорж Дюруа (актёр Михаил Тюленёв) воспринял эту фразу буквально. И его совершенно не волнует, что сегодня он соблазнил вроде бы счастливую жену и молодую мать семейства Клотильду де Марель (Дарья Ковалёва, Елена Цымбал), а на следующий день уже встречается на секретной квартире с женой своего шефа - мадам Виргинией де Вальтер (заслуженная артистка России Ольга Яковлева) – порядочной, зрелой женщиной, хранившей верность супругу всю жизнь. Более того, не проходит и пары месяцев, как милый Жорж уже влюблённо взирает на юную дочь Виргинии – Сюзанну (Кристина Крыженевская)! И это при том, что Дюруа делает предложение милашке Сюзанне де Вальтер уже будучи женатым на Мадлене Форестье (Ольга Лёгонькая). Но это же пустяки! Главное, что оплачивается квартира, приобретается дорогая одежда, в банке пополняются счета, в гору идёт карьера журналиста, и мечты о кресле в парламенте скоро станут реальностью.

Юрий Бурэ подчеркнул, что в инсценировке есть небольшие расхождения с романом Мопассана. Действительно, мопассановский Дюруа всё-таки любит одну из этих женщин – Клотильду де Марель. А у Сергея Коробкова Жорж не знает этого чувства. И Клотильда в постановке скорее жертва с разбитым сердцем, которая в финале горько замечает: «А кто следующая?! Моя Лорина (маленькая дочь Кло, девочку сыграла Кира Колобинина)?»

В инсценировке Коробкова по натуре Дюруа близка его жена – Мадлена Форестье. Она сразу «раскусила» Жоржа. С ним Мадлену связывает взаимовыгодное сотрудничество. Дюруа нужны были хорошие статьи, а Мадлене – человек, который выдаст её творчество за своё (не принято было в XIX веке аристократкам работать, тем более в журналистике). И она с блеском реализует свой дар, написав фельетон, после которого свергают правительство.

Однако, Дюруа не только любить не умеет, ему незнакомо и элементарное чувство благодарности. Жорж обвиняет Мадлену в измене. Почему? Она мешает ему жениться на обладательнице миллионного приданого - шестнадцатилетней Сюзанне де Вальтер.

Отмечу, что роль Жоржа Дюруа Михаилом Тюленёвым исполнена блестяще. Чтобы перевоплотиться в Жоржа, мало быть красавчиком, нужно найти в себе силы и краски, чтобы изобразить очаровательного злодея, причём искренне оправдывающего свои подлые поступки.

Отдельным героем постановки являются исполнители кан-кана в «Мулен Руж» - толпа в ярко-красных костюмах, которая в перерывах между мизансценами захватывает героя, словно вихрь яркой и разгульной жизни. Центром этого урагана являлась «бриллиантовая собачка» (а так в «Мулен Руж» называли женщин лёгкого поведения) Рашель.

Рыжеволосая бестия, которую сыграла заслуженная артистка России Елена Халецкая, является воплощением совести героя. Недаром Жорж в течение всей постановки постоянно выгоняет и прячет Рашель.

И напоследок о том, будет ли интересен спектакль современной публике. В одной из финальных сцен обескураженный и убитый горем отец Сюзанны Вальтер (заслуженный артист России Эдуард Баранов) произносит:

«Настало время. Время таких как он!»…

Вот что значит классика! Прошло полтора века, а ничего не изменилось…

Премьера спектакля состоится 28 сентября.