Воспоём Распятого за нас…

Осталась всего неделя до того момента, когда весь православный мир с радостью в душе и сердце воскликнет: «Христос Воскресе!» Однако, Светлому Христову Воскресению предшествует подготовка, причём не только в виде самого строгого и многодневного поста, но и страстной недели. А почему, собственно, последняя седмица перед Пасхой так называется? И как вести себя начинающему путь воцерковления человеку в это время? Об этом мы и рассказываем нашему читателю.

Седмица Страстей

Последняя седмица перед Пасхой, призывает верующих к тому, чтобы они сопереживали, сострадали Спасителю. Вся Великая неделя посвящена событиям, произошедшим в последние дни земного пути Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Его предали, о последней встрече Спасителя с учениками и установлении Им Таинства Евхаристии (Причастия), о Его молитве перед заключением под стражу. А также о том, как Он был несправедливо осуждён, предан на поругание, распят и умер.

Потому и называется неделя Страстной, то есть, «седмица страстей Господа нашего».

Первые три дня Великой недели в храме служится литургия (утренняя служба) Преждеосвящённых даров – особый чин, который совершается только во время Великого поста.

Конечно, православным христианам желательно найти время, чтобы посетить хотя бы одну из этих служб.

Чистота начинается с души

Страстной Четверг большинством из нас воспринимается как некий день наведения чистоты в доме. Безусловно, блестящие стёкла в окнах важны, но и о возможности «навести порядок» в душе тоже не стоит забывать.

Церковь в Великий Четверг вспоминает об установлении Спасителем Таинства Евхаристии или Причастия.

Дело в том, что до прихода в этот мир Иисуса Христа в ветхозаветные времена существовало такое понятие - «заместительная жертва». Грех - это преступление, за которое человека постигает смерть, поэтому вместо себя человек приносил в жертву голубя, агнца или тельца. А Господь наш Иисус Христос принёс в жертву Себя и умер за наши грехи вместо нас. Своей Кровью Он «выкупил» нас у дьявола. И лишь приобщением Тела и Крови Христовой (хлеба и вина) спасаются православные христиане во все времена.
Поэтому, многие верующие стремятся в Страстной Четверг очистить душу покаянием и причаститься.

Он пришёл не царствовать, а служить

В «Чистый Четверг» верующие вспоминают о ещё одном событии, произошедшем на Тайной Вечере. Святое Писание повествует о том, что Иисус Христос, подобно рабу, омыл своим ученикам ноги, являя тем самым образ наивысшего смирения, ведь Он пришёл не царствовать, а служить.

К слову, в церкви данное действо в Великий Четверг за Христом повторяет епископ, то есть, «самый старший» священник. В Курске чин омовения ног происходит в Знаменском кафедральном соборе после богослужения Великого Четверга и осуществляется Митрополитом Курским и Рыльским Германом.

В Великий Четверг вечером также читаются 12 Страстных Евангелий. Во время данной службы все прихожане стоят с зажжёнными свечами, а потом уносят их зажжёнными домой, чтобы почитать хотя бы одно из Евангелий о страстях Христовых с теми домочадцами, что в храм пойти не смогли.

Вынос Плащаницы и плач Богородицы

После того, как Спаситель был схвачен и распят, в Великую Пятницу Он почил (умер) на кресте. В память об этом примерно в два часа дня во всех храмах выносится Плащаница – плат (ткань) большого размера с вышитым на нём изображением Иисуса Христа, лежащего «во гробе». Совершается Чин Погребения. В некоторых приходах он сопровождается крестным ходом. Впереди идут священники и несут над головой украшенную белыми цветами Плащаницу, рядом с ними идёт псаломщик с огромным букетом цветов и с каждым шагом бросает цветок на землю. Их подбирают прихожане. Как свидетельствуют очевидцы, эти цветы долго остаются свежими и засыхают, не меняя своей формы.

Чуть позже читается канон «Плач Богородицы» - сочинение Преподобного Романа Сладкопевца. Он отражает всю глубину страданий Матери, потерявшей Сына:

«Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, как пригвождается ко кресту Сын и Бог Мой».

Плащаницу размещают в самом центре храма и прихожане прикладываются к ней. Святыня находится в церквях со второй половины дня пятницы, всю субботу, и лишь перед началом воскресного дня она заносится в алтарь, поэтому возможность поклониться и приложиться к ней есть даже у самых занятых людей.

Умывает и не обжигает

В Великую Субботу все христиане мира, прильнув к экранам телевизоров, следят за ещё одним очень важным событием, связанным с Христовым Воскресением: схождением Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль).

По свидетельству апостолов и святых отцов, огонь, свет осветил Гроб Господень при воскресении Христа Спасителя.

Первое упоминание о получении Благодатного Огня сохранилось с IV века, когда по приказу царицы Елены был найден Гроб Господень и возведён над ним храм.

Стать свидетелями данного чуда стремятся не только христиане различных конфессий, но и некоторые мусульмане, турки, к примеру, называют его «огонь с неба» и почитают как святыню.

Как рассказывают очевидцы, принимает появляющийся из ниоткуда огонь Иерусалимский патриарх. Перед тем, как он входит в Кувуклию, где, собственно, находится Гроб Господень, патриарха облачают в серебряный стихарь (облачение, похожее на длинную рубашку) и подпоясывают серебряным шнуром, а заодно и проверяют – нет ли при нём спичек и воспламеняющихся веществ. Затем Иерусалимского патриарха запирают одного в Кувуклии и начинается время ожидания. Оно может тянуться всего несколько минут, а может и час.

Перед схождением огня храм внутри озаряется искрами, похожими на небольшие молнии. Когда патриарх передаёт из Кувуклии зажжённые пучки свечей, люди прикладывают огонь к лицу, прикасаются к нему руками, потому что он в первые минуты не обжигает. Вот так под действием Благодати Божией огонь меняет свои физические свойства, подобно Крещенской воде, которая может стоять много лет и не портиться.

Верующие с благоговением отвозят частички Иерусалимского чуда по своим храмам. В Курске Благодатный огонь можно взять в воскресенье или понедельник в Знаменском соборе.

Освящаются брашно и куличи

В Великую Субботу по традиции люди идут в храм, чтобы благословить праздничные яства. И тут тоже возникает вопрос – а что можно и нужно освящать?

Согласно тем молитвам, что читаются во время благословения праздничной пищи, перечисляются яйца и «брашно», то есть мясо. По правилам в Церкви не должно быть никакой другой крови, кроме Христовой, поэтому мясо в храм вносить запрещено. Вот почему благословение праздничных яств всегда проходит вне стен церкви.

Традиционно к Пасхе готовят и приносят на освящение три основных блюда-символа, – это кулич, творожная пасха и крашеные варёные яйца. Люди воцерковленные часто пасхальную выпечку и яйца берут с собой на всенощную, когда, собственно, и должно осуществляться благословение праздничной пищи.

Радуйтесь, Христос Воскрес!

В церковном году Пасха считается «Праздником праздников» и «Торжеством из торжеств», поэтому, безусловно, «в народе» с ней связано немало традиций. Итак…

И нас сподоби Тебя славить

Отмечая Светлое Христово Воскресенье, стоит побывать на всенощной службе, а если ещё и причаститься, то радость от праздника становится ещё полнее.

Одним из ярких моментов всенощного Пасхального богослужения является крестный ход – шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Если при храме есть колокольня, то верующие совершают ход при непрерывном перезвоне. Люди при этом поют праздничную стихиру: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити».

После троекратного обхода вокруг храма крестный ход останавливается перед дверями церкви и священство впервые провозглашает: «Христос воскресе!» На что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Это восклицание периодически звучит в течение всей службы, а когда богослужение заканчивается, алтарь в храме оставляют открытым – на 40 дней до праздника Вознесения Господня.

Идти или не идти? Вот в чём вопрос

С Воскресения начинается Светлая Седмица. Разговевшись утром многие идут на кладбище – навестить могилы родных. Как говорят священники, эта традиция появилась в нашей стране в богоборческие времена. Храмы были закрыты и разрушены, но, отмечая праздник, люди стремились совершить что-то для тех, кто им дорог, но уже покинул этот мир.

Церковь не запрещает посещение кладбища в Пасху (и это несмотря на то, что в церковном году есть особый праздник для повиновения усопших – 9 день после дня Христова Воскресения и называется он Радоница), но при этом не рекомендует накрывать у могил столы и тем более выпивать. Традиционный кулич и крашеные яйца можно взять с собой, но в качестве угощения для ребятишек, нищих и обездоленных.

И раздаётся колокольный звон

В саму Пасху и всю светлую седмицу принято звонить в колокола. Практически во всех храмах, где есть техническая возможность, разрешают подниматься на колокольню всем желающим. Возможности нашего голоса ограничены, зато язык колокола возвестит о Воскресении Спасителя довольно далеко.

В первую субботу после Пасхи в храмах дробят и раздают артос – или просфору всецелую. Это большой хлеб, похожий на кулич, символизирует Христа воскресшего и находится в алтаре. Верующие весь год хранят кусочки этого святого хлеба и употребляют их натощак при плохом самочувствии.

Друг друга обымем

В праздник Воскресения Христова принято Христосоваться, то есть троекратно целовать друг друга в щёки. Эта традиция пошла ещё с апостольских времён - троекратным лобзанием приветствовали друг друга апостолы Христа.

И даже в пасхальных песнопениях есть такая строка: «Пасха! Радостию друг друга обымем». И поприветствуем: «Христос Воскресе!» Кстати, со Дня Пасхи в течение Светлой Седмицы верующие вместо «Здравствуйте» говорят друг другу это праздничное приветствие.

А наш земляк Преподобный Серафим Саровский произносил его в течение всего года. «Радость моя, Христос Воскресе!» - говорил каждому приходящему к нему человеку будущий святой, желая поделиться с ним той пасхальной радостью, что жила в его душе.