«Выпустите меня!»

- У нас пропускной режим. Телефоны сдайте и приготовьте паспорта, - тоном не терпящим возражений предупреждают нас-журналистов работники УФСИН. -  Вам выдадут пропуск, одна часть которого сдаётся вместе с паспортом на проходной в колонию, вторую вы носите с собой. Не потеряйте, иначе паспорт свой обратно не получите.
«Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области» находится в п. Косиново. Руководитель учреждения Сергей Сергеевич Машкин уже привык к интересу журналистов и общественников. Он спокойно объясняет: кто, почему и насколько долго... Здесь содержатся 1550 осуждённых за тяжкие преступления. Сроки, которые отбывают граждане, от трёх и до 24 лет. Категории преступлений — от совершения наезда на автомобиле, находясь за рулём в состоянии алкогольного опьянения до насилия и убийства.
Жутковато. Ещё мрачнее становится во время прохождения по узкому коридору к пропускному пункту. Впечатление усиливает нахождение в этом замкнутом пространстве в одиночестве. Бряцанье железной решётки, скрежет электронного замка — и ты как зверь в клетке метр на метр. Секунды ожидания превращаются в минуты. Воображение рисует постепенно сужающиеся стены, давящий потолок. В висок бьёт: «Господи, только б выйти!» Медленно открывается замок на второй решётке, а за ней следуют третья, четвёртая...
– Выпустите меня! - паникую я, ещё видя двери на улицу.
– Ну что Вы? Вам плохо? Пока не поздно, можете уйти, - говорит мне зам. начальника колонии Евгений Авилов.
– Да нет уже ничего, - собираюсь я с силами.
Строжайше запрещено проносить мобильные устройства, колющие, режущие и т.д.. Меня провожают в кабинет для проверки. Улыбчивая женщина, сотрудник колонии, проводит к рамочному детектору. Убедившись, что нарушений нет, наконец меня направляют к пропускному пункту, где забирают документы.
– С этим нельзя, - указывают на планшет.

– Он вместо блокнота и фотоаппарата, - прижимаю к себе любимый «айпад». - Как работать буду?
 Отдают, удостоверившись, что нет сим карты.  
Первое, куда ведут журналистов, производство швейное. Здесь шьют по заказу РЖД обувь, а также камуфляжи, куртки, спецкостюмы для сварщиков. Огромное, похожее на школьный спортзал, помещение окрашено в мрачный зелёный. «Зато, чисто и тепло», - отмечаю про себя. Осуждённые не отвлекаются даже на теле- и фото-камеры. На вопросы журналистов отвечают кратко и, так сказать, без эмоций. Не принято здесь показывать своё настроение. Вопросы стандартные: «Не допускается ли нарушений закона при содержании заключённых? Снабжение на каком уровне? Оказывается ли медпомощь?»

Как рассказал сопровождающий, на производстве все получают зарплату, минималку установленную по стране. Кроме того, если работник перевыполняет план, то ему начисляются дополнительные деньги. Учёт во всём — ведётся оплата налогов, пенсионные отчисления. Кстати, кто из осуждённых не имеет образования, им предлагается пройти обучение здесь же в колонии. В техникуме можно получить профессии мастера швейного производства, электромонтёра, повара.
Обязаны получить среднее образование, если не имеют. Немаловажно то, что им предлагается и высшее образование. Правда, это будет дистанционное обучение, а затем окончательные экзамены на диплом сдаются в Москве в самом вузе. Четверо на данный момент обучаются в вузе. Словом, пока «тебя ждут дома», используй время с пользой. С пользой уже не для ума, а для  души его можно использовать и просвещая себя духовно. На территории колонии есть храм. Его посещают более пятидесяти человек. Хотя, отмечено, практически каждый здесь обращается к Богу.


Условия содержания осуждённых отличные, если смотреть со стороны обывателя. Даже иной раз, ловишь себя на мысли, что они живут на всём готовом. А некоторым людям в реальности приходится изо дня в день добывать средства к существованию, кормить детей.
Здесь же для удобства есть магазин, который работает в две смены. Продукция доставляется централизованно. Предметы первой необходимости продаются. Крупы - нельзя. Зато есть собственное производство - печенье, куры гриль, паски. Наличных денег у осуждённых нет. Все операции через лицевые счета. Родственники имеют право на счёт положить средства. Зарплата у работающих осуждённых также поступает на личный счёт.
Если заключённые не нарушают распорядок учреждения, за примерное поведение, добросовестное отношение к труду, им в качестве поощрения положено свидание с родственниками, супругой. Для этих целей в колонии имеются 18 комнат.
Выходим из производственного помещения и идём по территории дальше в столовую. Чисто, опрятно. Раньше было такое выражение «чистят площадь зубными щётками». По всему периметру аккуратно выкрашенные бордюры, ухоженные деревца и асфальт.
Полную версию читайте в номере 49-50