Мои школьные годы

 

Как каждый человек, выросший в гарнизоне, я сменила несколько школ, но больше всего уроков и перемен прошло в стенах Халинской школы № 23 имени героя Советского Союза Сергея Васильевича Ачкасова. Поэтому на ее шестидесятилетний юбилей, проходивший недавно в стенах Дома офицеров поселка Маршала Жукова, ехала со смешанным чувством волнения и радости от предстоящей встречи с прошлым, как будто осыпались крупными кленовыми листьями воспоминания, на площадь, где проходили линейки, а рядом на клумбах цвели «ноготки».

Парк с этой самой нарядной листвой мы столько раз рисовали в альбомы, получая за это заслуженные «5» и «4». Незатейливые цветы мы сами сажали на летней практике, увильнуть от которой было никак нельзя. Многие из учителей — жены военных, привыкли к тому, что строгая дисциплина должна быть и в семье, и на работе. Помимо оценок были еще и рейтинги - «Честь» и «Достоинство» - для тех, кто являлся гордостью школы, «Стыд» для отстающих, «Надежда» для середнячка.

К счастью для последних и предпоследних, в число которых, к стыду своему, входила и я, практика эта продержалась недолго. Нет, нельзя, конечно, сказать, что нас, детей поколения девяностых, все время муштровали и держали в ежовых рукавицах. Не без этого, конечно, но главное, то, что остается... Городок окружен лесом, куда мы нередко отправлялись вдохновляться, а после уроков и просто на пикники под предводительством нашей классной руководительницы Ольги Викторовны Марченко. Даже прозвище (обычное дело в школах) мы для нее не придумали, не называли даже ни «русичка», ни «литераторша», а только уважительно по имени-отчеству. Любовались подснежниками или акварельными яркими красками готовящегося к зимней спячке леса и под мудрыми кронами учили стихи Тютчева, Есенина, Фета… А позже описывали свою встречу с природой в сочинениях. Многим сочинения нравились, а уроки литературы становились уроками жизни.

Помню, с каким нетерпением мы ждали уроков английского. Сочиняли, а потом ставили пьесы на английском. А позже конкуренцию им составили внеклассные занятия по химии, где мы ставили опыты и раз за разом убеждались, что предмет этот в жизни и быту самый что ни на есть необходимый.

Творческих педагогов в школе было много, как и разных концертов и прочих мероприятий — благо, зрителей хватало — целый городок.

Впрочем, простора для творчества хватало и без этого, при библиотеке проводились вечера музыки и поэзии, и помню, как я была горда и сейчас горжусь знакомством с прекрасным талантливым человеком и поэтом Натальей Николаевной Прокофьевой.

… Играют скрипки… Нет, это уже настоящее… Выступление артистов филармонии. Торжественно, красиво, на первом ряду первые лица района, но мысль «все-таки жалко, что юбилей проходит не в стенах школы» снова вызывает вздох ностальгии.

На экране листают электронный школьный альбом — вся история школы перед глазами. Оказывается, номер 23 ей был присвоен после расформирования женской гимназии, находившейся на Ленина. Сейчас в школе работают 87 сотрудников, 28 учителей, из которых шесть заслуженных работников РФ и один отличник народного образования.

На сцену поднимаются ученики пятидесятых, шестидесятых и так далее, зажигают символичные свечи на юбилейном торте. Зачитываются телеграммы, прилетевшие из разных городов от бывших учеников.

Особые почет и уважение в этот день директорам школы и учителям, отдавшим ей не одно десятилетие. А у Евдокии Иосифовны Дубровской — двойной праздник — юбилей любимой школы, где она преподавала сорок лет математику, и собственный юбилей. Поэтому в ее «очередные пятьдесят» ей достается больше всех букетов, и как эффектной женщине, и как человеку, много сделавшему для родного учебного заведения. С ее легкой руки в нем создан историко-краеведческий музей, где хранится память о героях войны и в частности о Сергее Васильевиче Ачкасове.

На сцене медалисты разных лет выпускают из рук связку воздушных шаров, и она летит к потолку, а написать хотелось «в небо»...

фото автора