Зачем нужны страшные сказки?

В ноябре, когда ночи становятся длиннее, собран урожай и вся семья собирается в доме, настаёт время страшных сказок. У всех народов это время поминовения предков, которое отмечено различными праздниками, связанными с духами, загробным миром, иногда страшными, а иногда и весёлыми обрядами. Если это веками отмечалось в народе, значит, это было нужно. Для чего нам страшные сказки, и почему мы празднуем западный Хеллоуин, когда у нас были свои, русские традиционные праздники поминовения умерших предков, попыталась разобраться «СН».

Игра — это серьёзно

Хэллоуин, который, по сути, является объединением христианского церковного и древнекельтского праздников, в большей мере посвящён почитанию святых и душ умерших. Считалось, что души умерших не своей смертью остаются на земле в виде духов, которые могут помогать человеку или вредить (домовые, банники и другие). Поэтому для поминовения душ безымянных покойников отводились особые дни поминовения, когда обращались ко всем святым, чтобы они помогли своим «подопечным». Отсюда и второе название Хеллоуина - «ночь накануне Дня всех святых».

Задабривали и кормили «потерянные души» при помощи ряженых, которые брали на себя эту роль. Сопровождалось это весельем и различными потешными обрядами, задачей которых было хорошенько напугать окружающих. Зачем взрослым людям рядиться в маски и играть, задаются вопросом этнографы, изучающие традиции.

Во-первых, чтобы выпустить пар, проиграть в безопасном окружении свои страхи перед наступающей тьмой и холодом. Во-вторых, «выгулять своих демонов», чтобы спокойно прожить предстоящий период, когда вся жизнь сосредотачивалась внутри избы и приходилось находиться 24/7 с многочисленными домочадцами(тот ещё стресс).

Психологи, которые работают методом сказкотерапии, назвали бы это время очень терапевтическим, когда играя, человек выпускал всех своих «демонов», но не на домочадцев. (Ещё один такой период будет весной на Масленицу)

Почему в России появился хеллоуин? Потому что потребность «выпустить пар» и избавиться от страхов и напряжения есть, а подобные праздники старательно «стёрты» из нашего обихода. Вот мы и взяли то, что более менее сохранилось в другой культуре. Вспомним, что ещё пару десятков лет назад существовала традиция рассказывать страшные сказки и страшилки в пионерских лагерях и везде, где собиралась компания детей. А если прочитать без купюр русские народные сказки, то становится понятным, что репетиция страхов и традиция организовывать себе безопасные «страшилки» в народе существовала. «Залатать дыры» помогают этнографы, которые собирают фольклор, традиции, обряды и обычаи таких празников, которые полны мистики на вгляд современного человека. Как же на Руси отмечали это загадочное и полное страшных сказок, темное время?

Кто такая Кузькина мать?

Аналогами кельтского дня всех святых могут считаться и святки с их ряжеными, но ближе всех и по календарю, и по сути - «Кузьминки» и осенние «Деды». У наших братьев-белорусов этот праздник считается национальным и сохранил название Дзяды. Это время поминовения покойников, особенно тех, кто неприкаянными душами бродит по свету, те, кто не прожил свой век до конца, так считали наши предки. В русском пантеоне духов самый известный - Домовой. Наши пращуры считали, что это душа первого родича, который строил дом, да так и остался в нём жить после смерти в виде Духа. Проказливого, плохо исполняющего свои обязанности Домового на Руси называли Кузьмой, видимо осенние Кузьминки, которые ещё до начала 20 века праздновали в деревнях, это и есть время почитания духов. Сейчас мало кто знает, что поговорка «показать Кузькину мать» - это не выдумки генсека Хрущева, который стращал ею зарубежных партнёров, стуча ботинком по столу, а вполне себе известное в народных мифах существо.

«Кузькиной матерью» считалась Кикимора, насылавшая несчастья на заблудившихся в лесу путников. Ею вечно пугали детишек, а пожелать кому-то увидеть «кузькину мать» считалось недоб-рым пророчеством, потому как была она страшна, как смерть. Отсюда и выражение «подкузьмить» - значит сделать другому мелкую пакость.

Сказка ложь, да в ней намёк

В деревнях осенние Кузьминки отмечались широко, этого праздника ждали. К этому времени резали птицу и готовили богатое угощение, чтобы предков задобрить. Это сохранилось даже тогда, когда праздник приобрёл христианское значение почитания святых Козьмы и Дамиана. Во времена двое-верия праздник приобрёл православные черты, сохранив при этом старинные обряды почитания духов предков.

- Утром в церковь ходили, а вечером собирались у кого-нибудь в хате, - рассказала нам жительница одной из деревень Курского района Таисия Гридина, - готовили птицу, чаще всего курицу, делали курники, особые пироги с начинкой из куриного мяса. Собирали угощение для бедных родственников, в основном забитую птицу и яйца.
Но самое интересное начиналось вечером. Как описывают этнографы, праздник сопровождался ритуальными бесчинствами. В основном молодежь ватагой ходила по деревням и воровала припасы. Считалось, что таким образом семья откупалась от духов и «кормила» бродячие души.

- Все старались на столе оставить недоеденное на празднике, - подтверждает Таисия Ивановна, - потому что придёт молодежь «красть», не помню почему, но считалось, что так надо, чтобы в доме не переводились продукты и не болели домочадцы.
На Кузьминки начинались первые «засидки» - посиделки, на которых женщины занимались рукоделием, старики рассказывали сказки, в основном страшные. А иногда проводились весёлые игрища со свадьой или похоронами Кузеньки.

- Мы маленькие набивались на печь и оттуда слушали сказки и байки, - продолжила Таисия Ивановна, - они были в основном страшными и всегда сопровождались «правдивыми присказками», мол, Матрёна рассказывала, что сама видела как соседка в оборотня превращалась, или «это ещё дед- покойник рассказывал, он точно видел».

Ещё популярными были байки про ведьминские места, которые были почти в каждой деревне - попадёшь в него и тебя «водит», начинаешь блудить и не можешь дорогу найти. Отсюда и выражение заблудиться в трёх соснах. И опасные перекрестки, мимо которых нужно пройти молча, не оглядываясь.

- Уж если в деревне к кому прилипало прозвище ведьма, то так и сохранялось на всю жизнь, - рассказывает Таисия Ивановна. - А при встрече с ней держали фигу в кармане, мол, если оглянется, значит точно ведьма! На печке после таких рассказов было весело, а вот тем, кому расходиться по домам потом, не очень. Мерещилась всякая нечисть, приходилось группками друг друга провожать.

Со временем праздник утратил свою первоначальную суть общения с духами и стал просто праздником проводов осени «Кузьминки - по осени поминки». На него варили пиво и устраивали поцелуйные посиделки, на которых знакомилась и женихалась молодёжь, и кур воровали для азарта, чтобы «удаль молодецкую» показать. Но, видимо, потребность в ритуальном запугивании сохранилась, потому и прижился пока у нас заморский Хеллоуин.