«Спасибо за фильм, Лена!»

Профессия выбрала меня

Как признаётся Елена Николаевна, слово «кинофикатор» она не очень любит – грубое оно.

- Лучше называйте меня киномехаником, - констатирует женщина. – А как выбрала эту профессию? Скорее, она выбрала меня.

Сначала Елену Николаевну заманила в Черёмушкинский сельский Дом культуры соседка – петь в местном ансамбле, а чуть позже её пригласили потрудиться кассиром на киносеансах.

Работать, конечно, было непросто, - вспоминает Елена Киселёва. - Мы показывали по 24 кинокартины в месяц, то есть, в неделю – 6 взрослых фильмов и 2 детских. Показы были во вторник, четверг, пятницу и воскресенье.

Помимо продажи билетов, в обязанности Елены Николаевны входило также обеспечение кинолент рекламой. То есть, женщина писала киноафиши.

- Вы смотрели картины заранее, чтобы знать, о чём они? – задаю вопрос моей героине.

- Нет. В те времена существовала такая вещь, как «роспись кинофильмов», то есть я в конце каждого месяца ездила в кинопрокат, где переписывала в тетрадь краткое содержание каждой киноленты, - отвечает Елена Киселёва. – Затем перед показом в пустые афиши вписывала название и аннотацию к фильму. Перед каждой кинопремьерой писала по 8-10 афиш и расклеивала в местах, где больше всего собиралось народу.

Безусловно, по долгу службы приходилось Елене Киселёвой бывать в киноаппаратной, а иногда и присматривать за аппаратурой, пока шёл фильм. Так постепенно научилась женщина обращаться с киноагрегатом и перезаряжать плёнки.

Когда киномеханик решил уволиться, порекомендовал Елену Николаевну на своё место. В декабре 1990 года Елена Киселёва закончила курсы при ремкомбинате по кино и приступила к работе.

- Я была единственной женщиной среди тех, кто обучался, и сдала сразу на вторую – повышенную категорию, затем буквально через год пересдала на первую – так что я – киномеханик первой категории, - улыбаясь, отмечает моя собеседница.

 

«...внизу – головы, головы…»

На вопрос о том, что было самым сложным в работе, Елена Киселёва отвечает, что сама работа в физическом плане – одна банка с плёнкой весила 10 килограммов, и при этом в неё вмещалось пять частей фильма, а вся кинолента обычно состояла из десяти частей. Таких банок привозили сразу на неделю. И всё это надо было загрузить на второй этаж – в аппаратную. Было непросто, но частенько помогал любимый супруг.

- Ещё эту тяжёлую плёнку надо было из банки вытащить, поставить на перемотку, вставить в аппарат. Зато, когда глянешь в окошко, а внизу – головы, головы. Все места были заняты… Фильм заканчивается, и я спускаюсь вниз, а люди идут и говорят: «Лена, какой фильм! Спасибо тебе!». И так радостно на душе становилось, - вспоминает киномеханик.

 

«Там такое показывали!»

Елена Николаевна отмечает, что до появления видеомагнитофонов к кино было совсем другое отношение.

- В те времена цветные телевизоры могли позволить себе только обеспеченные семьи, а о компьютерах и интернете я вообще молчу. Поход в кино был целой церемонией: люди наряжались, специально готовились. Почти все приходили примерно за полчаса до начала сеанса – как в городе. Чтобы спокойно сесть на свои места, поговорить. Да и показ киноленты я начинала не сразу – сначала шёл киножурнал,  - подмечает моя собеседница. – И народу на каждом сеансе было очень много. Если было 40 человек, то фильм считался слабым. Кроме того, в клубе был экран – 32 квадратных метра. Это не просто большой – огромный по тем временам! А потом наступил период, когда 40 человек в зале считалось аншлагом.

Елена Киселёва также вспоминает, что публика очень любила индийское кино. На яркие, музыкальные мелодрамы люди ходили с удовольствием.

- Помню, на «Маленькой Вере» у нас однажды было 140 зрителей, - рассказывает Елена Николаевна.

- Однако, эту картину трудно назвать сильной, - подмечаю я.

- Согласна. Однако, фильм вышел в «эпоху сексуальных открытий» и молва бежала впереди картины. Те, кто сходили первыми, интриговали остальных: «О! Там такое показывали!», - рассказывает моя собеседница. – Самое интересное, что на просмотр в основном шла не молодёжь после 16-ти, а люди среднего и пожилого возраста. Помню, одна взрослая зрительница после просмотра сказала мне: «Лена, как же это можно на большом экране показывать такие вещи!». Я ответила: «Странно, а почему вы тогда не вышли из зала, увидев эти кадры? Вы ведь досмотрели картину до конца?»…

- Да, а сейчас это «такое» показывают в музыкальных клипах и рекламе, - констатирую я.

- Но уж если говорить действительно о кинолентах, сделанных мастерами кинематографа, то когда шёл фильм «Знахарь», то все 330 посадочных мест в зале были заняты, к рядам приставляли дополнительные стулья, а ребятишки сидели на деревянных панелях, которые закрывали батареи, - отмечает женщина. – Знаете, если разобраться, современный зритель не пошёл бы на эту киноленту, потому что это стопроцентная мелодрама.

 

Резкая современность

Елена Киселёва замечает, что любителя кино нашей эпохи больше интересуют негативные сюжеты. То же касается и мультфильмов. Помимо этого, есть ещё одна проблема. Ранее главные герои в них были узнаваемы: заяц, волк.  А теперь… К примеру, Губка Боб. Кто он? Жёлтый квадрат на тонких ножках?

- Ведь у детей при этом формируется ложное восприятие действительности, - констатирует Елена Киселёва. – Как ни странно, дети любят этот мультфильм.

На сегодняшний день большой экран в Черёмушкинском сельском Доме культуры убрали: изрядно износились тросы, на которых он держался. В ДК теперь есть другой экран, но он гораздо меньше, из-за чего кинопоказов не делают, показывают только мультфильмы для ребятишек. Да и востребованности во взрослом кино такой как раньше нет, так как имеются телевизоры, демонстрирующие огромное количество сериалов на любой вкус, да и компьютеры с интернетом, где можно скачать практически любой фильм.

- Это хорошо, но… Поход в кино объединял людей, позволял им пообщаться друг с другом, увидеться, - заключает Елена Киселёва.

Когда задаю Елене Николаевне вопрос о любимом современном фильме, она немного теряется.

- Ох, за 25 лет работы я столько кинолент пересмотрела! Но и сейчас от кино не отказываюсь, - отвечает женщина. – Могу сказать, чем меня восхищает современное киноискусство – спецэффектами. Всё сделано на компьютерах, но сидишь и как ребёнок веришь – это настоящее! Восхищает и красочность, к примеру, тот же «Волкодав» в этом отношении хорош. А мультфильмы какие замечательные – о трёх богатырях, к примеру. Но иногда создатели перегибают со спецэффектами и забывают о сюжете, и фильм получается хаотичным. Так, на мой взгляд, случилось с «Дозорами». А молодёжь от них была в восторге. Потому что современность сейчас какая-то резкая, нет в ней места для сентиментальных чувств и эмоций. Помните, в девяностые была такая американская фантастическая кинокартина «Враг мой»? Сюжет прост: на одной планете разбился человеческий астронавт и его враг – инопланетянин. Они одни были на этой планете и как-то примирились друг с другом. Вроде бы фантастика, но какие чувства и эмоции она у зрителя вызывает!

 

Почему люди не поют?

Несколько лет Елена Киселёва пела в  районном ансамбле «Русская песня».

Киномехаником она уже давно не работает, а вот в женской вокальной группе «Россиянка» при Черёмушкинском сельском ДК поёт до сих пор, хотя о голосе своём (а у женщины альт) заявляет скромно: «Он у меня непрофессиональный – любительский. Хотя, способности у меня немного развились за эти годы». В группе Елена Киселёва поёт уже 40 лет. У «Россиянки» есть свой круг слушателей, который с нетерпением ждёт каждого концерта группы.

Задала я Елене Киселёвой и вопрос о том, почему в наше время люди, собираясь компаниями на праздники, перестали петь.

- Я считаю, что дело в самом укладе современной жизни и в неважной финансовой обеспеченности людей, - делится соображениями моя героиня.

Однако, Елена Киселёва подчёркивает, что как бы ни обстояли дела, жить на негативе нельзя. Нужно постоянно стремиться к радости и больше двигаться. Именно поэтому женщина устроилась в Дом культуры дворником и при этом не только чистоту наводит, но и красоту. Односельчане, проходя мимо посаженных ею возле здания ДК клумб, не перестают восхищаться!

- Ох, это ещё пока рано, а приезжайте чуть позже – когда здесь зацветут цинии и бархатцы, вот будет красота, - подчёркивает Елена Николаевна.

 

Портрет работы любимого супруга

Таким же жизнелюбом и творческим человеком был супруг Елены Киселёвой – Пётр. Не стало мужчины в 2017 году. Прожили они сорок два с половиной года, воспитали дочь, дождались внуков.

Пётр Киселёв, несмотря на то, что был старше любимой жены на девять лет, всегда выглядел моложе своих лет, потому что всегда находился в движении. Летом ездил на спортивном велосипеде, зимой – на лыжах. Обожал собирать в лесу грибы и ягоды. Был также талантливым фотографом. Чтобы проиллюстрировать материал, Елена Николаевна принесла свои портреты и пейзажи, сделанные её супругом.

- Как-то мы привезли работы Пети на Коренскую ярмарку, - вспоминает Елена Киселёва. – И нас посетитель уговорил продать один из пейзажей. В итоге получилось так, что все Петины фотоработы у нас купили!

На фотографиях неповторимые пейзажи Курского района и всегда улыбающаяся, хрупкая миловидная женщина с волнистыми волосами.

 

фото из архива Е. Киселёвой