Усадьба Нелидовых: Зачем отпевали живого графа?

Излюбленное место многих курян. Пруд, большой парк. Правда, от былого величия и красоты до наших дней дошло очень мало. А начиналось все четыре века назад...

Поселения на берегу реки Моква были ещё в XVII веке. Эти места славились не только великолепными дубравами, но и знаменитыми охотничьими угодьями. По этой причине первоначально урочище Моква называлось Сокольей Дубравой. Жили здесь крестьяне-однодворцы, потомки служилых людей, которыми заселяли курские земли в петровскую эпоху.

Одним из первых помещиков на этих землях был Иван Петрович Анненков, который приобрёл в деревне Моква-Сныхино имение. Но строительство усадьбы народ связывает с родом Нелидовых.

Первым, кто начал преображать местечко в Мокве, был Аркадий Иванович Нелидов, брат любовницы Павла I Екатерины Нелидовой. В 1798 году любовная интрижка сестры заканчивается, а вместе с ней и служба Нелидова. Без объяснения причин его лишают всех воинских званий и занимаемых должностей и отправляют в изгнание в курские имения. Правда, спустя 2 года после воцарения Александра I Аркадию Ивановичу возвращают не только чин, но и начинается его рост по служебной лестнице. В результате в ноябре 1811 года он становится тайным советником и назначен курским губернатором. Именно с этим назначением связано начало строительства усадьбы в деревне Моква.

Дворец был необычным – со стрельчатыми окнами, башнями, бойницами. По воспоминанию старожил, в здании было около пятидесяти помещений разного размера и назначения: гостиная, столовая, библиотека, бальный зал, приёмные покои, кабинеты, жилые комнаты. Была даже комната для музыкантов. Но всех в ту пору поражало не столько богатое убранство замка, сколько обилие каминов и голландских печей в доме.

На основе уже существующей дубравы был разбит английский парк, создана система прудов и построен дворец в стиле русской псевдоготики.

После смерти Аркадия Ивановича в 1834 году усадьба перешла к его сыну Аркадию Аркадьевичу. В молодости он служил в гвардейской кавалерии, но скоро уволился, вернулся в Курскую губернию и в конце первой половины XIX в. стал губернским предводителем дворянства. Он много строил: конюшни, каретные сараи, ледники, кузницы, оранжерею (две теплицы с домиком для садовника), беседки, фонтаны, мостики, гроты, великолепную лестницу, спускающуюся с террасы к пруду. А.А. Нелидов «за примерное хозяйство» был отмечен особой наградой.

Женился Аркадий Аркадьевич на Екатерине Петровне Переверзевой – дочери местного помещика, который славился «сказочным богатством». Она оказалась женщиной смиренной, тихой, не имевшей интереса к светской жизни.

Аркадий Аркадьевич, выказывая свое неудовольствие, относился к ней с пренебрежением. Его неприязнь угнетала жену, что сказалось на ее слабом здоровье. Она скончалась сравнительно молодой, и все шестеро ее дочерей умерли рано от чахотки. Нелидов не мог не чувствовать вину и, стараясь облегчить свою совесть, создавал вокруг памяти семьи настоящий культ...

В 1848 году в Мокве была построена двухэтажная Спасская церковь по типу церкви Петра и Павла в Риме. В нижней церкви был расположен семейный склеп. Аркадий Аркадьевич Нелидов приказал сделать в нём глубокую нишу черного цвета, в которой, как вспоминают старожилы, установил беломраморную статую покойной жены. На своде разместил рельефные мраморные портреты детей в виде головок ангелов. Аркадий Аркадьевич часто ходил в это мрачное место. И домашние стали замечать за ним «странности».

Одна из них чуть не навлекла на него крупные неприятности: ему вздумалось организовать инсценировку своих похорон. В зале дворца поставили гроб, зажгли положенные по обряду три свечи. Хор и духовенство, прибывшие из Курска, совершили над пустым гробом панихиду по Аркадию Аркадьевичу, а он стоял в стороне, оплакивая свою неудачную жизнь.

Слух об этом отпевании распространился быстро. В Петербург был отправлен донос на Нелидова – «подрывателя основ», глумящегося над верой, христианскими обычаями. Над ним сгустились тучи, но его сестра Варвара Аркадьевна, в то время возлюбленная Николая I, отвела от брата обвинение в безбожии.

После этого случая со своими похоронами, Аркадий Аркадьевич уехал за границу. Он много путешествовал. Последним местом его обитания стал Рим. Ходили слухи, что он принял католичество, стал монахом. Правда, документального подтверждения этому нету. Точно известно, что он завещал похоронить себя в семейном склепе в Мокве.

После смерти последнего Нелидова, в конце XIX века, дом-дворец в Мокве перешёл в руки его племянника Петра Петровича Волкова.

Под его началом бывшая дотоле домашней Спасская церковь стала приходской, а также была открыта земская школа в Мокве, где проходили обучение до 80 детей.

С приходом большевиков в 1917 году большая часть усадьбы была разрушена, имущество разграблено, пруды высушены. Пропал и семейных архив Нелидовых.

В 1922-1939 гг. в здании дворца Нелидовых помещался дом отдыха «Губсоцстраха». В тридцатые годы могила Аркадия Аркадьевича была вскрыта. В цинковом гробу был еще один – деревянный, в котором обнаружили останки человека небольшого роста, одетого в бархатную куртку чёрного цвета и, вероятно, забальзамированного.

Во время оккупации, с 1941 по 1943 годы, здесь располагались немецко-фашистские войска, которые нанесли значительный урон комплексу. Было вырублено много деревьев, уничтожен ряд построек.

В 1943-1946 гг. уцелевшие сооружения были отданы под госпиталь. С 1948 года на территории усадьбы Нелидовых расположился санаторий. В 1969 году была взорвана Спасская церковь, на месте которой построили профилакторий. Часть плотин на прудах была восстановлена. Однако вернуть когда-то роскошной усадьбе Нелидовых былую красоту так и не удалось до сих пор.

фото автора