С последней надеждой…

Вот уже почти 40 лет я вместе с супругом разыскиваю его отца – Петра Дмитриевича Иванова. Мужа уже нет в живых, а я продолжаю поиск, потому что обещала ему.

Пётр Дмитриевич ушёл на фронт в 1943 году и не вернулся. Никаких документов – ни похоронки, ни о том, что он пропал без вести, моя свекровь Раиса Андреевна Иванова не получала.

Родился Иванов Пётр Дмитриевич в 1911 году в деревне Петровское (тогда Бесединского района Курской области). Когда он пошёл на фронт, у него уже было четверо детей: Алексей, Николай, Вера и Валентина.

Служил Пётр Дмитриевич в 39 отдельной роте обслуживания при 47 отдельном дорожно-строительном батальоне. Был кладовщиком продовольственной службы, имел воинское звание «старшина».

Все эти годы мы обращались в различные издания, вроде «Красной звезды» и «Известий», на телепередачу «Жди меня», но безрезультатно. Писали также и в архив Министерства обороны РФ. Нам прислали справку, в которой указано, что с 12 января 1945 года Петра Дмитриевича в должности «младшего сержанта»  исключили из личного состава 39 отдельной роты и направили на пересыльный пункт города Седлец (Польша).

И действительно, последнее письмо семье, а вместе с ним и своё фото, датированные 21 марта 1945 года, Пётр Иванов прислал из этого города. В справке от Министерства обороны также значится, что военно-врачебная комиссия признала его годным к строевой службе.

Корреспондент «СН» обратилась к руководителю поискового отряда «Курган» Алексею Сотникову. Поиск осуществили на информационном ресурсе «Подвиг народа», где в открытом доступе имеются документы о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны.

Пётр Дмитриевич обладатель довольно распространённой русской фамилии, поэтому существовало опасение, что найти данные на этого бойца будет довольно сложно. Однако, кое-что мы всё-таки обнаружили.

 «Подвиг народа» выдал документ о подворном опросе жителей деревни Петровское. Называется он так: «Бесединский районный военный комиссариат Курской области. 27 августа 1946 года. Именные списки на бывших военнослужащих, связь с которыми прекратилась в период Великой Отечественной войны. Извещения на них не получены. Данные для заполнения списков по форме взяты из сельских советов от отдела гособеспечения. Подтверждены родственниками».

Далее приводится список, в котором значится 94 человека, Пётр Дмитриевич под номером 28. Напротив его данных помечено: «Не учитывать. Можно считать пропавшим без вести 5.10.45 года».

- Подворные опросы проводились для того, чтобы выяснить, скольким семьям с детьми назначить пособие по утере кормильца, - пояснил Алексей Сотников. – Вообще, пособие на детей женщинам, мужья которых ушли на фронт, платили сразу после призыва. Но это была ничтожно маленькая сумма: 100 рублей. Пачка махорки стоила 40 рублей, а в оккупированном Курске буханка хлеба «доходила» до 400 рублей.

Однако, как значится в документах, присланных в редакцию Елизаветой Ильиничной, супруга Петра Дмитриевича не получала на детей никаких средств, так как судьба её мужа была неизвестна.

- Это неудивительно, - подчеркнул Алексей Васильевич. - Дело в том, что супругу Раисы Андреевны всё же дали статус «пропавшего без вести», но никто женщине об этом не сказал. Поэтому, никаких документов на получение пособия она, конечно же, не собирала. В то время, когда данные опросы проводили, бойцов с подобной судьбой по всей нашей стране были не тысячи, а миллионы!

Помимо данного документа на «Подвиге народа» также значится, что информация о Петре Иванове есть в 9 томе Книги Памяти Курской области. В ней значится, что Пётр Иванов погиб в бою в октябре 1945 года. Но данных о том, где, при каких обстоятельствах, и тем более где он похоронен, просто нет.

- Из письма мы узнали, что Пётр Иванов служил кладовщиком, а потом вдруг его комиссия «признала годным к строевой службе». Что это значит? Скорее всего, или по состоянию здоровья, или из-за ранения он не принимал активного участия в боевых действиях,  - продолжил объяснение Алексей Сотников. – Но затем, когда он поправил здоровье, его решили отправить в действующую армию. После пересыльного пункта Петра Дмитриевича скорее всего направили в пехоту. В марте (21.03.45г.), когда он прислал последнее письмо и фото, начинались боевые действия в Германии, следовательно, Пётр Иванов мог погибнуть там или в Польше – через некоторое время после отправки письма.

Кстати, как отмечает в своём письме Елизавета Ильинична, выросших без отца четверых детей Петра Дмитриевича тоже уже нет в живых. Зато есть внуки и правнуки.

- Что важно для всех нас в этой истории? – отметил Алексей Сотников. - То, что прошло более 70 лет, а люди ищут и не могут успокоиться, потому что для них это трагедия. И таких, как они, по всей нашей стране миллионы.

PS: копию документа о подворном опросе, в котором Пётр Дмитриевич Иванов считается пропавшим без вести, мы выслали Елизавете Ильиничне по почте.