Как в «Фоме» об Иакове написали

А нашу редакцию посетила родственница отца Иакова – Анастасия Михайлова. Около шести лет назад девушка вместе со своим педагогом из Ушаковской средней школы – Еленой Александровной Михайловой написала исследовательскую работу об отце Иакове и отправила на православный конкурс «Лествица».

- Начнём с того, как началась эта история. Каким образом Настя узнала, что в роду у неё был святой?

Н.М.: Моя бабушка – Надежда Ивановна Сергеева – глубоко верующий человек. И однажды в «красном углу» среди её икон я заметила, что количество святых образов пополнилось новой иконой. Я спросила, что за святой на ней изображён. На что бабуля ответила, что это священномученик отец Иаков (Бобырев). Более того, он наш родственник, так как является двоюродным братом моей прапрабабушки. Это очень заинтересовало меня, и мы вместе с бабушкой обратились к Елене Александровне.

Е.М.: Нам стало интересно, и мы начали, как говорится, «копать». В первую очередь, в Интернете, где и нашли статью игумена Дамаскина Орловского – архимандрита, доктора исторических наук, известного на всю Россию исследователя и составителя житий новомучеников, об отце Иакове. Потом мне удалось выяснить, что я училась у внучатого племянника нашего святого – Лаврена – он у нас физику в школе преподавал. Это было удивительно! Всё настолько рядом!

 

- Что удалось узнать во время исследования?

Е.М.: Отец Иаков родился в 1883  году в  селе Букреево Курской губернии в  семье крестьянина Ивана Бобырева, где сохранялись крепкие православные традиции.  Даже  брат Ивана, Сергей (то есть, родной дядя новомученика), ушёл в  свое время в Троицкий Калязинский Макарьев монастырь в Тверской губернии и принял монашество с  именем Алексий. Иаков закончил церковно-приходскую школу и  двухклассное училище, что позволило ему в  1901 году занять должность учителя в  церковно-приходской школе. В 1903 году он поступил псаломщиком в храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Плаксино (сегодня это деревня Поповка) Курского уезда, где прослужил до  1915 года, когда был призван в  армию. В 1919  году он вернулся в  село Плаксино и  в  1920  году был рукоположен в  диакона. Он также служил и в деревне Щетинка.

В 1930 году начался путь отца Иакова на «личную Голгофу». Сначала его приговаривают к ссылке. Отец Иаков уезжает в Тверскую область – село Высоково. На тот момент неподалёку от Высоково живёт и его дядя – монах Алексий, так как его монастырь закрыли.

Мы нашли на сайте Тверской епархии материал о селе Высоково. Оказывается, там восстанавливают храм Воскресения Христова, в котором служил отец Иаков. Также нам удалось найти икону Калязинских святых, а ведь именно в их собор и входит новомученик отец Иаков (Бобырев).

 

- А что было в житии новомученика после ссылки?

Е.М.: В Высоково отца Иакова рукополагают в священники и прихожане любят его как внимательного, доброго пастыря.  Но в 1932 году его арестовывают и отправляют в Свирский исправительно-трудовой лагерь или Свирьлаг (находился он в те времена на месте разграбленного Александро-Свирского монастыря, что в 260 км от Санкт-Петербурга). Пять лет он провёл в Свирьлаге и в 1936 году вернулся в Высоково. В конце сентября 1937 года священника снова арестовывают, причём по доносу одного из прихожан, и 17 октября расстреливают.

 

- Настя, что тебя лично поразило в отце Иакове?

Н.М.: - Сам факт, что этот святой жил не где-то далеко в Греции или Италии, да ещё в древние века, а у нас, в Курском районе, и в XX веке. Это ли не чудо! И это питает нашу веру, даёт нам духовные силы. К тому же, потрясла смелость этого человека. Какие были тяжёлые времена: за веру сажали в тюрьмы и расстреливали, а отец Иаков так и остался верен своим убеждениям, укреплял паству, проповедовал.

Е.М.: Мне бы тоже хотелось сказать. Поразило то, что люди, которые шли за ним в начале, как за своим пастырем, предали его после того, как он вернулся из лагерей. Ведь они понимали, чем это может закончиться.

 

- Елена Александровна, Настя, каков был ваш путь, когда работа была закончена, что вы предприняли?

Е.М.: Мы вышли с нашим исследованием на Дамиановские чтения, которые проводятся в сельхозакадемии. Нас туда направил и благословил поучаствовать настоятель храма Михаила Архангела посёлка Камыши отец Сергий Худяков. А после чтений  мы подали материал на конкурс «Лествица» и получили диплом I степени.

Н.М.: В посёлке Лазурном уже стоит поклонный крест. На этом месте будут строить храм, где один из приделов планируют освятить в честь священномученика Иакова (Бобырева). Кроме того, бабушка Насти на свои средства заказала в иконописной мастерской образ новомученика и пожертвовала его храму Михаила Архангела посёлка Камыши.

 

- Вы знаете, что в «Фоме» вышел материал об отце Иакове?

Е.М.: Конечно! Сразу сделала «скриншот» со странички журнала и отослала Насте.

 

- Настя, я знаю, что ты учишься в Курском госуниверситете. Не историком ли собираешься стать?

Н.М.: Нет. Я учусь на двух факультетах. На очном отделении индустриально-педагогического и заочном факультета экономики и управления. Пробовала поступать  на теологию, но не сложилось. На индустриально-педагогический факультет пошла, потому что там есть направление «сервис автотранспорта». Словом, я хочу стать автомехаником.

 

- Не слишком ли странная профессия для красивой, хрупкой девушки?

Н.М.: Я бы так не сказала. А исследовательская работа и написание статей – это, скорее, способ переключиться и немного отдохнуть.

Е.М.: Настя скромничает! На самом деле она знает устройство автомобиля лучше, чем ребята на её курсе (смеётся). А заинтересовал девушку автомеханикой мой сын. Он учился по данному профилю и дал почитать ей книжку «Устройство автомобиля».

 

- Каковы ваши планы на будущее? О ком будет новая исследовательская работа?

Е.М.: Да, планы есть. Как-то я с бабушкой Насти попала на занятие «Школы православия», на котором рассказывали об отце Павле Говорове. Этот батюшка удивителен, потому что во время Великой Отечественной войны был партизаном! «Вижу, глаза твои загорелись», - сказала Надежда Ивановна. И она права.

фото автора