...но патриотом быть обязан!_2

 

В № 41 от 21 мая была опубликована первая часть состоявшегося в рамках редакционного проекта «Открытое окно» разговора на тему «Можно ли сегодня воспитать истинного патриота?» В этом номере мы завершаем нашу публикацию.

Настоятель храма Покровский отец Андрей:

- Я считаю, что воспитать патриота можно, но это огромный труд. Воспитатели — это мы с вами: родители, педагоги, все окружающие. Но, к сожалению, у нас не получается только потому, что не может невоспитанный дать воспитание. Нам надо самим стать патриотами, тогда дети плавно потянутся за нами. Заставить их мы не сможем. Слова — это листья, а дела — это плоды. Сейчас мы просто говорим, а уйдя отсюда, -  должны начать плодоносить.

Я считаю, невозможно стать патриотом без живой веры. Мне как-то рассказывала одна мама о разговоре с сыном. Говорит ему: «Не делай так, это плохо». «Почему?», - спрашивает ребенок. «Нельзя, не положено». «А почему?» «Не принято так». «Почему, почему?» «Да грех это», - в сердцах выкрикивает мама. «А, ну так бы сразу и сказала». То есть, в подсознании у ребенка есть ощущение веры. У нас в Беседино живут прекрасные ребята, они глубоко возмущены тем, что сейчас происходит в обществе, они пытаются сами в себе воспитать человека. Родители им в этом не помогают, предпочитая сидеть за компьютерами, в «одноклассниках», вконтакте, общаются виртуально. Ребята говорят: а мы так не хотим, мы хотим как раньше — гулять на улице, вспомнить старые игры. Но таких мало, сейчас вообще мало детей у нас в деревнях. Да мы сами не пускаем их на улицу — боимся. Это глубочайшая проблема, пора уже кричать «караул»! То, что творится сейчас в Украине, ведь это кошмар! И мы действительно осознали, что завтра такое же может произойти и у нас. Кто-то возьмет и придумает переворот. Чтобы этого не случилось, надо учить детей царствию Божию. И родителей тоже. Надо воспитывать в ребенке безусловную любовь, не только к Родине, но и к маме, папе, бабушкам, дедушкам. Не стоит забывать, что это огромный труд. Когда я стал священником, меня наставляли: в тебя будут плевать, а ты все равно люби. Вот такой безусловной любовью нужно любить и Родину, и родителей, ведь сейчас дети с легкостью позволяют себе нелестно высказываться о представителях старшего поколения, а это уже не патриотично. Есть иерархия любви: на первом месте Бог, на втором — семья, на третьем — Отечество и только на четвертом - «Я». Трудно, да, но нельзя опускать руки. Мы живем в постоянной спешке, гонке, суете, но нужно не просто поговорить и задуматься, а понять для себя, что мы должны сделать. Многие говорят: ребенок вырастет — сам разберется, а не надо «сам», мы за него отвечаем, мы обязаны привить ему любовь.

Ольга Танкова, главный редактор:

- Вот мы и затронули еще одну проблему: неблагополучные семьи. Как быть с этими детьми? Если ребенок оступился, если у него был плохой пример перед глазами, если он уже совершил правонарушение, значит ли это, что он - предатель? Что он продаст Родину, что он пойдет на майдан? 

Светлана Волкова, начальник отделения ПДН ОМВД России по Курскому району:

- Преступниками, как и патриотами, не рождаются, ими, к сожалению, тоже становятся. А то, по какой дорожке пойдет ребенок, во многом зависит от нас, взрослых.  В настоящее время у нас по району, как и по области, зафиксирован рост преступности. Мы начинаем разбираться, в чем причина, что толкает подростков на преступление. Выясняется, что большинство из них воспитывается в неблагополучных семьях. Либо это неполная семья, либо родители злоупотребляют спиртными напитками и не занимаются ребенком. Взрослых мы наказываем. Детей, совершивших преступление, ставим на учет, либо помещаем в реабилитационный центр для несовершеннолетних. Только все вместе, объединившись, мы сможем переломить ситуацию в лучшую сторону.       

Станислав Головачев, преподаватель-организатор ОБЖ Клюквинской СОШ:

- Чтобы понять, как нам действовать дальше, нам нужно знать, на каком этапе мы теряем поколение. Вот хороший вопрос был задан: а участвуют ли родители в воспитании детей? И если да, то как? Возьмем элементарную психологию детей до 6 лет, тот возраст, когда идет формирование личности. Большую роль играют сказки. В гимне красиво об этом сказано: мудрость народная, предками данная. Но наши дети, придя в 1 класс, знают лишь «Курочку Рябу». Мы сейчас говорим о защитнике земли, а ведь эта тема постоянно поднимается в сказках. Вспомним хотя бы Алешу Поповича. Родители, которые не читают детям сказок, приводят в школу ребенка, из которого трудно сделать патриота, ему тяжело что-то доказать, потому что он видел только, как мама и папа зарабатывают деньги. А с детьми, у которых есть совесть и понимание, работать легче. Думаю, что первый этап в воспитании патриотизма — дошкольный, если он будет провален, потом сложно  руководителям патриотических клубов, служителям церкви наверстать упущенное, направить этого ребенка на путь истинный. У него перед глазами пример родителей. Сказки учат: добро всегда победит, как бы ни было сейчас плохо, потом будет хорошо. Если дети не знают этих историй, они сомневаются. А там, где есть сомнения, не может быть истинной веры.

Дмитрий Пуклицкий, обучающийся Моковской СОШ:

- Книжки, сказки, мультфильмы, все это, конечно, хорошо, но не стоит забывать о личном примере человека, ведь каждому ребенку по сути нужен герой, на которого он будет равняться. Для меня с детства, хотя и осознал я это гораздо позднее, героем был мой прадед. Он — ветеран Великой Отечественной войны. Раньше бабушка часто привозила меня к нему в деревню, и я рос на его рассказах о войне. Он рассказывал, как ему было тяжело, что ему пришлось пережить. Он знал, что, когда я повзрослею, это станет для меня примером и большим жизненным опытом.

Поднята тема добра и зла: добро всегда побеждает. Не стоит забывать и о том, что добро может оказаться злом. Иногда побеждает корысть. И это уже реальный мир. Даже взять этот майдан. Один человек сказал: люди, не знающие своей истории, рискуют повторить ее. Я считаю, это действительно так. Молодых людей легко мотивировать, если у них нет достойного героя, человека, на которого они хотели быть похожими. У этих не было, и они сделали героем Бандеру. Но это неправильно. Примером должен стать человек, у которого есть железные принципы, железные идеалы,  который ставит интересы общества выше своих. И думаю, что каждый из нас должен задать себе вопрос: быть патриотом или казаться им?

Ирина Ровенская, учитель Ушаковской СОШ:

- Мне как учителю хотелось затронуть тему воспитания патриота в школе. Проблема в том, что на педагога и на школу в целом общество перекладывает ответственность за воспитание. Считаю, это минус, это неправильно. Сокращается время, когда учитель должен давать знания. По новому ФГОСу ребенок должен добывать их самостоятельно. Вопрос: как он будет это делать? Где верные источники, подтвержденные цифры? Пойдут ли дети в «асеевку» или будут искать информацию вконтакте?

Что касается воспитания патриота на уроке. Передо мной учебник по истории России за 9 класс с грифом ФГОСа. Период с 20 по 21 век. Хочу обратить внимание на содержание этого учебника, касаемое Великой Отечественной войны. Во-первых, на изучение этой темы отводится всего 5 уроков. Раньше их было 19. Чувствуете разницу? И второе — самое страшное — в этом учебнике нет «обороны Брестской крепости». Если учитель не даст эту информацию на уроке, то дети ее знать не будут. Мы можем тешить себя надеждой, что они пойдут в библиотеку, откроют источники в Интернете, но это сделают лишь единицы, те, которые интересуются историей. На мой взгляд, на воспитание больше времени должно отводиться на внеурочных занятиях. Но опять же, кто их посещает? Дети, которые и так учатся на пятерки, с которыми и так беседуют родители. А проблемные подростки, на которых нужно делать упор, к сожалению, на эти занятия не приходят.

Еще одна проблема — менталитет сельских жителей. Великий праздник 9 Мая! Но родители, вместо того, чтобы идти на митинг — ведут детей «на картошку». Подрастающему поколению не хватает и практики. Думаю, каждому из ребят интересно побывать на каких-нибудь раскопках, потрогать, что говорится, историю своими руками. Паломнические поездки — тоже прекрасный момент для воспитания патриотизма. Большую роль играет личность педагога. Учитель — это локомотив, и если вы не внушаете ребенку ни доверия, ни уважения, то никого вы за собой никуда не поведете. И конечно же, для воспитания патриота важен статус самого государства, то, как оно позиционируется в мире. Вот сейчас в нашей стране, я считаю, есть все основания для того, чтобы вырастить настоящего патриота.

Вячеслав Афанасьев, представитель ветеранской организации:

- Мы посидели, поговорили... Я согласен с коллегами: детсад должен воспитывать патриота, школа, родители... А как? Мы получили ответ на этот вопрос? Давайте вспомним себя в 15-20 лет. Это возраст юношеского максимализма. Я считаю, достучаться до них сейчас можно только показывая конкретные примеры: дать им право выбора. Ребенок в этом возрасте уже требует, чтобы его воспринимали как состоявшуюся личность, а не просто поучали. Мы должны уходить от стандартов. Вот почему мы акцентируем внимание только на Великой Отечественной войне? Что будем делать, когда уйдут последние ветераны? Да, безусловно, это была самая страшная война, но у нас есть ветераны  афганской и чеченской войн, это люди, которые тоже держали в руках оружие, защищали интересы государства и могут об этом рассказать. Каждый год, 9 Мая, мы приглашаем их на митинг. Как-то, посоветовавшись, мы решили отвезти ребят в ОМОН, на базу, где стоит подлинная техника, оружие. Тут же возникла следующая идея: а нельзя ли нам ребят отвести в ЦВИН (центр временной изоляции несовершеннолетних). Руководство отнеслось к этому с пониманием. Теперь думаем о тех, кто уже совершил правонарушение, ну получилось так, оступился, в жизни всякое бывает: а не устроить ли им экскурсию в СИЗО?

Екатерина Купчина, обучающаяся СОШ №23 им. Героя Советского Союза С. В. Ачкасова:

- Я не совсем согласна с тем, что детей нужно воспитывать на плохих примерах. Я живу в военном гарнизоне в Халино. Да, не у всех есть возможность расти в исконно патриотической среде. У меня, например, дедушка — ветеран афганской войны, отец — летчик. Пример, который вижу перед собой, я проецирую на свою жизнь — любовь к воинам, к Отечеству. Но у нас в поселке живут и учатся не только дети военных, и они тоже участвуют в мероприятиях патриотической направленности. В этом году 8 мая у нас открылся мемориал в память о военнопленных. На мероприятие пригласили священника, памятник освятили, отдали дань памяти погибшим. Участие в мероприятии приняли и маленькие детки — первоклашки, детсадовцы. Также у нас расположена братская могила, где похоронен Герой Советского Союза Сергей Ачкасов, сюда приходят дети, в прошлом году из другого города приезжали его родственники, всей семьей, чтобы посмотреть на могилу своего прадедушки. И наши дети это видят, на этом они воспитываются. Подобные поступки подают какой-то особый пример. На мой взгляд, патриотизм нужно воспитывать, открывая детям более светлые горизонты.

Вячеслав Афанасьев:

- Обращаю ваше внимание, я говорил о ребятах, которые уже оступились, а они тоже члены общества, им тоже по 14 лет. Они сидят на скамейках и пьют пиво, пока вы занимаетесь серьезными важными делами. Именно такие ребята и пошли на майдан. Их нельзя упускать, о них тоже надо думать. 

Станислав Головачев:

- Все познается в сравнении. Ребенок должен четко знать, что если он будет учить физику и поступит в военное училище, он станет летчиком, а если пойдет «не по той дорожке», то попадет в места не столь отдаленные. Дети должны нести ответственность за свои поступки и четко осознавать, что за плохие последует наказание.

Юлия Калитина, зам. директора по воспитательной работе Косиновской СОШ:

- Особенность нашего учебного заведения в том, что на территории нашего поселка находятся исправительные колонии. И у нас есть практика посещения детьми этих учреждений. Хочу отметить, что этот опыт положительный. Несколько лет назад мы посещали колонию в Локне, были в СИЗО. За последние семь лет у нас в школе нет ни одного ребенка, который стоял бы на внутришкольном учете, на профилактическом учете в ПДН. Я считаю, что все направления воспитательной работы - правовое, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное — сводятся воедино, потому что цель одна: воспитать человеколюбие, гуманность, любовь к окружающим, к природе, словом, патриотизм.

Евгений Петряев, руководитель «Молодой гвардии Единой России» Курского района, помощник депутата областной Думы Александра Кичигина:

- С момента образования Великой России нас пытаются поставить на колени, разорвать на части и сделать самым слабым государством.  Но несмотря ни на какие события, —   случались войны, разные политики приходили к власти — мы все равно, пройдя все невзгоды, остаемся великой державой, и патриотизм в генах наших детей будет всегда.