О том, как влияют на цены

 

В газете «Курская правда» вышло интервью с председателем комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Владимиром Пучковым. Мы посчитали необходимым  предоставить нашим читателям возможность узнать о регулировании цен на товары из первых уст.

- Не раз доводилось разговаривать с курянами, которые твердо уверены, что лидирующее место нашего региона в рейтинге наиболее низких цен на продукты питания, мягко скажем, не соответствует действительности. А результаты мониторинга, утверждают, можно всегда подправить в свою пользу. Подправляете?

– Нет. В условиях открытого информационного общества подгонять результаты – бессмысленное и бесполезное занятие. Мониторинг цен, проводимый нашим комитетом, показал: Курская область на протяжении ряда лет лидирует в РФ по самым дешевым наборам продуктов питания, который входит в утвержденную Правительством РФ потребительскую корзину. В корзину включено 40 наименований социально значимых товаров.

– Но некоторым все же кажется, что дела у соседей обстоят получше?

– Но соседи почему-то изучают наш опыт. Им он дутым не кажется. В прошлом году к нам приезжала липецкая делегация. Ее интересовало, каким образом нам удается удерживать цены на основные продукты. Гостям показали один из кооперативных рынков, крупнейший супермаркет.

– И как же выглядит курский опыт влияния на цены?

– Основные факторы влияния на формирование цен известны. Это баланс производства и потребления, конкуренция и покупательная способность. Но баланс не возникает сам по себе. В частности, необходима всесторонняя поддержка местного производителя, которая способствует росту объемов поставляемого на рынок продовольствия. Обратите внимание на мясную группу. За год сельхозпредприятиями региона выращено почти в два раза больше птицы и скота. Соответственно, перерабатывающими предприятиями произведено в два раза больше мяса и субпродуктов. Как следствие, выработано больше колбасных изделий. Кстати, цены на полукопченую колбасу в Курске после новогодних праздников сразу упали на 18%, или на 45 руб. за кг.

Есть и другой пример. В Курской области начали производить растительное масло. Помните, как пугающе росли на него цены? В конце 2012 года ООО «Солнечный край» запустил завод мощностью 5 тыс. тонн в год. Это благоприятно сказалось на стоимости масла.

– Понятно, что на дотации по всем направлениям бюджетных средств не хватит. Существуют ли иные механизмы влияния на формирование рыночных цен?

– Да. В их числе сокращение количества посредников на пути товара к покупателю. Это еще один сдерживающий инструмент. У нас практически первыми в стране появились кооперативные рынки, на которых производители реализуют свою продукцию напрямую покупателям. Другой немаловажный фактор – рост объемов производства местной промышленности. Тут большую роль сыграл ежегодно проводимый конкурс «Покупаем курское».

Существенно влияет на цены и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка. Развивается сеть магазинов шаговой доступности. У нас работает около 10 тыс. предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, действуют свыше 30 сетей. Область занимает одно из ведущих мест в России по обеспеченности населения торговыми площадями. На одну тысячу жителей у нас приходится 670 квадратных метров, а средний показатель по стране – 427.

– Не многовато ли?

– А что, наступила пора запретить? И вернуться к давно забытым очередям и прочим неудобствам? Вряд ли отыщутся желающие. Привыкли к комфорту. Строят магазины, комфортабельные и удобные для покупателей и персонала, частные лица и компании на свои средства, а не на государственные. Они руководствуются спросом населения. Раз строят – значит, рассчитывают на высокий спрос и окупаемость вложенных средств. За 12 лет оборот розничной торговли у нас увеличился в девять раз и в 2013 году составил свыше 140 миллиардов рублей.