«Война! Надо выработать такой псих, чтоб не думать о ней, и биться!»

- Командир заходит: «Есть, кто на лыжах умеет кататься?» Все в хате замолчали. Тогда, я встал: «Я умею, товарищ командир. В школе учился, любил по буграм кататься». Он посмотрел на меня с прищуром… «Пойдём!» Так я попал в разведчики.
Николай Иванович Жиляев – ветеран Великой Отечественной войны - дошёл до Берлина. Забрали его на фронт безусым восемнадцатилетним пареньком 23 февраля 1943 года на Орловско-Курское направление. И сразу под Поныри.
Родился Николай Иванович в Золотухинском районе, Сергеевском сельсовете на х. Степь. Семья была большая. Кроме него ещё пятеро. Перед ним были призваны на фронт отец Иван Никитович и старший брат Кузьма. Отец вернулся после войны, а вот брат…
- Я когда похоронку получил от наших поисковиков, долго её хранил. Не мог заглянуть, - вздыхает ветеран.
Но это уже потом…
А вначале. Мальчишек из деревни призвали много. Весь школьный выпуск. Тех, кому ещё не было 18-ти, вернули по домам. Остальных направили в пункт распределения. Да как пункт? Это было несколько хат под Понырями. Кормили баландой из отрубей. Тогда-то и пришёл к ним в избу командир с вопросом о лыжах.
Они шли вместе под скрип сапог. Тихо. Даже странно, немец в ту ночь молчал.
- В чём заключается задача разведчика? Что делать-то? – спрашивал Николай.
- Наблюдение, подслушивание, поиск, налёт, засада, разведка боем – вот, что тебе нужно знать об основных способах ведения войсковой разведки, - ответил командир. - Пока же надо учиться.
Только учиться было некогда. Постигал азы в ходе выполнения заданий. Их было немало. Причем, тогда ему не поручалось сверхсложных задач по взятию «языка» или подрыва сооружений, добычи сведений... Тем не менее, даже казалось бы лёгкая работа могла обернуться несчастьем.
В одну из ночей Николаю было приказано готовить проходы для пехоты. Для чего нужно было срезать колючую проволоку. Противник создавал такие заграждения. Коля полз по заснеженному полю. Слышались голоса.«Немец совсем не боится», - думал про себя юноша. Пальцы заиндевели. Снег попадал прямо в рукавицы. Снял их, потёр ладони, согревая дыханием. Сам же по сторонам. Нет ли кого? Не видно. Только поле, перерезанное колючей оградой. Подполз ещё ближе. «Брр, как кресты на погосте», - про себя подумал Николай. Достал ножницы, стал медленно срезать. «Не задеть бы банки! Вот окаянные, надумали банки консервные вешать на проволоку. Чуть шевельнёшь и всё… Загремит сразу», - нажимал ножнями, перекусывая металл. Он на морозе аж звенел. Раз, раз, раз… И вдруг раздался хлопок… «Эх! Попал я», - пронеслось в мыслях.
Николай открыл глаза. Палата.
- Жив? Очнулся? – звонкий голос рыженькой медсестры сразу вывел его из забытья.
Подлатали. Только речь стала плохая после контузии. Когда восстановился, пошёл заново в пополнение. Тут пришлось поучиться.
Жиляев стал курсантом по подготовке на командира орудия в 14 зот. арт. полк. Окончил курсы в феврале 1944 года. Затем был направлен в 47 кавалерийский полк на орудие №76. Прослужил до апреля. Освобождал Белоруссию, Венгрию. Николай Иванович Жиляев участвовал в одном из крупнейших сражений. Будапештская операция — стратегическая наступательная операция южного крыла советских войск в ходе Второй мировой войны 1944-1945 годах. Проводилась силами 2-го и 3-го Украинских фронтов в период с 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года с целью разгрома немецких войск в Венгрии и вывода этой страны из войны. Кроме того, наступление предполагало блокировку вражеских войск на Балканах. Жиляев награждён медалью «За взятие Будапешта». Награждались ею все непосредственные участники штурма венгерской столицы, участвовавшие в боях с 20 декабря 1944 г. по 15 февраля 1945 г. В общей сложности список награждённых медалью за освобождение Будапешта содержал более 360 тыс. человек. Медаль за освобождение Будапешта должна была крепиться на левой стороне груди. Она идёт первой в ряду, а при наличии медали «За победу над Японией» - второй.
В апреле 1945 года Жиляев был переведён в 12 арт. дивизию разведчиком-наблюдателем. Участвовал в боях за освобождение Берлина. Награждён медалью «За победу над Германией».
- Сам не знаю, как дошёл до Берлина, как выжил, - говорит ветеран. – Но знаю одно. На войне сейчас жив, а завтра нету. Нельзя бояться. Война! Надо выработать в себе такой псих, чтоб не думать о ней, не думать о смерти… Много товарищей погибло. Бой прошёл, глядишь, а его уже нету.
Не боялся Николай смотреть смерти в глаза. Выполнял задачу на совесть. Поэтому в его Военном билете много Благодарностей от Верховного главнокомандующего.
После окончания Великой Отечественной войны Н.И. Жиляев ещё служил два года в кавалерийском полку. Потом ему предложили пойти в конную полицию. Только душа его рвалась домой — в Курский край. Вернувшись, он сразу же женился на своей соседке Ульяне. «Мы жили окна в окна, знали друг друга с детства», - улыбается воспоминаниям ветеран.
Устроился в колхоз. Был бригадиром, членом правления колхоза, членом ревизионной комиссии. Заодно был крепким хозяином и семьянином. У них с супругой шесть детей. В восьмидесятых годах переехал с семьей в Винниковский сельсовет Курского района. Николай Иванович неохотно приглашает в гости журналистов. Но с редактором районной газеты всё-таки поговорил. Не обо всем конечно рассказал. Самое страшное опустил. Тайну военных тягот и невзгод хранит теперь старый пожелтевший снимок, на котором бравый солдат Жиляев с товарищами. Симпатичные юноши приосанившись позируют фотографу. За добрым прищуром глаз недетская усталость и спокойствие. Всё позади. Мы победили!